RAEX

Топ-25 крупнейших российских аудиторских компаний

Карта сайта | English

Статья Инны Ильиной о подготовке компании к выездной налоговой проверке

Налоговая проверка в компании: как подготовиться

Самым надежным способом подготовки компании к налоговой проверке остается постоянное внимание к деталям и содержание в порядке документов, электронной информации, досье контрагентов, регулярный инструктаж персонала. Это позволит компании и индивидуальному предпринимателю снизить налоговые риски и поможет оспорить решение налоговиков, если такая необходимость возникнет. Как оценить вероятность скорой проверки, а также на что обратить внимание перед неминуемым приходом инспекторов, как подготовить сотрудников, читайте в статье.

Выездную налоговую проверку нельзя назвать самой приятной процедурой для любой компании (предпринимателя). Впрочем, не следует воспринимать ее и как катастрофу. Что можно утверждать однозначно: проверка не должна застать бухгалтера врасплох. Как подготовиться к визиту инспектора, какие меры предпринять, чтобы минимизировать потери по результатам налогового контроля, – обсудим в этой статье.

Как оценить вероятность скорой проверки

Не секрет, что Федеральная налоговая служба уже давно разработала и активно применяет Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, далее – Концепция). Документ содержит не только показатели, по которым налоговый орган анализирует деятельность налогоплательщиков и отбирает «победителей» для личной встречи в их офисах, но и критерии, по которым компании могут самостоятельно оценить риск появления на пороге визитеров из налоговой инспекции.

Если сгруппировать перечисленные в Концепции критерии, можно выделить несколько блоков:

1) показатели компании отличаются от средних по отрасли:

  • налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по отрасли;
  • уровень зарплаты работников ниже среднего уровня по отрасли;
  • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности;

2) бизнес имеет низкую рентабельность:

  • в бухгалтерской или налоговой отчетности отражаются убытки на протяжении нескольких налоговых периодов; расходы компании растут быстрее доходов;
  • расход индивидуального предпринимателя максимально приближен к сумме его дохода, полученного за календарный год;

3) наблюдается рисковый уровень суммовых порогов:

  • значительные суммы налоговых вычетов за период;
  • в случае применения специальных налоговых режимов – неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных НК РФ для права применения этого режима;

4) поведенческие риски:

  • использование посредников (построение «цепочки контрагентов») в отсутствие деловой цели;
  • непредставление налоговому органу пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности или запрашиваемых документов; неоднократная смена адреса – «миграция» между налоговыми органами;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Помимо анализа показателей о возможной скорой налоговой проверке могут говорить такие факты, как поступление контрагентам запросов о предоставлении документов о налогоплательщике и по определенным сделкам, вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений о причинах наличия убытка, причинах низкой налоговой нагрузки.

Поэтому если вероятность налоговой проверки вы оцениваете как высокую, затягивать с приведением дел в порядок не стоит.

Сани летом

Прежде всего, изучите НК РФ. Права и обязанности налогоплательщика содержатся в ст. 21 и 23, налоговых органов – в ст. 31 и 32, а порядок осуществления налогового контроля – в ст. 89–100 НК РФ. Знание норм закона придаст вам уверенности при взаимодействии с проверяющими и поможет определиться с тактикой подготовительных действий. Так, например, закон предоставляет инспектору право при проведении налоговой проверки входить на территорию и в помещения компании, осматривать их, истребовать и изымать документы, допрашивать свидетелей, привлекать экспертов и специалистов и т.д. Учитывая это, для подготовки к проверке можно наметить определенные ориентиры, о которых мы поговорим ниже.

Инна Ильина, руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦ

Полная версия материала на сайте издания.
Журнал «Налоговый учет для бухгалтера», ноябрь, 2016.