RAEX

Топ-25 крупнейших российских аудиторских компаний

Карта сайта | English

Статья Инны Ильиной о том, где и как отстаивать свои права налогоплательщику

Добро пожаловаться: где и как отстаивать свои права налогоплательщику

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый налогоплательщик. Есть несколько путей защиты (обращение к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инспекцию, прокуратуру, суд). Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств. Посмотрим, какой способ выбрать и как составить обращение.

В перечне обязанностей налоговых органов, который предлагает нам НК РФ, первым номером значится соблюдение законодательства о налогах и сборах. Стоит ли говорить, что эта декларация зачастую остается только на бумаге? Сколько приходится потратить времени и преодолеть барьеров потребителям госуслуг для получения документов, снятия блокировки счета, возврата переплаченных налогов. О том, как привести механизм в действие, читайте в этом материале.

Интересно, что статьи НК РФ об обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов «отзеркаливают» даже номерами – 23 и 32. Однако список обязанностей налоговиков значительно шире, чем у налогоплательщиков. Например, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков:

  • о действующих налогах и сборах,
  • законодательстве о налогах и сборах,
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
  • правах и обязанностях налогоплательщиков,
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
  • а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Обратите внимание на возможность бесплатно получить в ФНС РФ информацию о своих правах. Получается, что посоветоваться о способах защиты мы можем непосредственно с самим обидчиком. Несомненно, это должно придавать уверенности. Порядок оказания такой услуги давно разработан и утвержден:

  1. приказом ФНС России от 30.04.2015 № СА-7-17/180@ об оказании помощи по телефону 8-800-222-22-22;
  2. приказом ФНС России от 24.12.2013 № ММВ-7-6/635@ о доступе к информации через интернет-сайт http://www.nalog.ru;
  3. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н о письменном информировании налогоплательщиков при их обращении по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 (телефон справочной службы ФНС России: (495) 913-00-09) или по адресу территориального налогового органа.

Общий срок ответа при письменном обращении составит 30 календарных дней. Устное обращение – личное или по телефону – обрабатывается сразу.

Как и куда пожаловаться

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый. Есть несколько путей защиты. Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств.

Инна Ильина, руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦ

Полная версия материала на сайте издания.

Журнал «Налоговый учет для бухгалтера», декабрь 2016.