RAEX

Топ-25 крупнейших российских аудиторских компаний

Карта сайта | English

«Московские новости», «Дорогая бухгалтерия»

Дорогая бухгалтерия

Россия переходит на международные стандарты финансовой отчетности

Андрей Сусаров

Приказом Минфина в России введены в действие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Для части бизнеса они обязательны. Одновременно выясняется, что новые формы отчетности де-факто надо было ввести уже с января 2011 года. Бизнесу придется заплатить за то, чтобы сделать свою бухгалтерию понятной для иностранцев, говорят эксперты.

МСФО введены приказом Минфина от 25 ноября 2011 года, согласованным с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанком. По нему консолидированная финансовая отчетность российских компаний за 2012 год должна составляться по международным стандартам.

Соответственно, представить ее необходимо в начале 2013 года. Но отчет по новым стандартам должен содержать полное сравнение показателей с предыдущим годом. Такова одна из главных особенностей МСФО. То есть компании, обязанные со следующего года использовать международные стандарты, должны вести отчетность по ним уже в этом году, рассказал «МН» директор департамента регулирования государственного финансового контроля Минфина Леонид Шнейдман. Он убежден, что «организации имели достаточно времени для того, чтобы подготовиться к переходу на МСФО» и, в частности, проанализировать данные за 2011 год.

На новые правила бухгалтерского учета обязаны перейти все банки, страховые организации и публичные компании, то есть те, чьи акции торгуются на биржах. С 2015 года МСФО станут обязательными для компаний, выходящих на рынок с облигационными займами, а также для тех из них, кто сейчас составляет отчетность, например, по американским стандартам (US GAAP). В частности, это нефтяные компании.

Признание международных правил повысит прозрачность российских компаний, уверены в Минфине. Это позволит им дешевле привлекать заемные средства, повысит информированность акционеров и инвесторов и защитит их права. «Переход на МСФО будет способствовать реализации фундаментального права инвесторов на достоверную и полезную информацию об объекте инвестирования», — отметил чиновник.

Приняв МСФО, Россия присоединилась к более чем ста странам мира, которые за последние пять-семь лет перешли на единые стандарты финотчетности, рассказал Шнейдман. Сейчас МСФО у нас используют, по данным Минфина, около 65% крупнейших компаний. Но полной идентичности до сих пор не было. Большинство компаний, составляя отчет по МСФО, даже не переводили его на русский язык. А многие показатели, которые не используются в российской практике, трактовали по-разному.

Чтобы обеспечить единообразие новых стандартов, Минфин решил перевести правила МСФО на русский язык. Для этого ему пришлось провести «длительные и напряженные переговоры» с работающим в Лондоне международным фондом МСФО и добиться его отказа от авторских прав на русскоязычный текст стандартов. Взамен, по словам Шнейдмана, сейчас «завершается решение вопроса об участии правительства России в финансировании фонда». Ранее Минфин оценивал связанные с этим расходы в 300–500 тыс. фунтов в год. При этом представитель Минфина заверил, что никаких российских изменений и дополнений в мировые стандарты не вносилось. «Всяческие отступления от международных стандартов тут же негативно скажутся на положении наших российских эмитентов. Это будет уже отчетность не по международным стандартам, а по русифицированному варианту», — пояснил чиновник.

Российские стандарты бухгалтерского учета сохранятся. Они будут использоваться не для групп компаний, как МСФО, а для составления отчетности отдельных юридических лиц без учета контролируемых организаций. Российские правила тоже будут корректироваться и к 2015 году будут максимально приближены к международным. В первую очередь это касается таких вопросов, как обесценение активов, инвестиции в недвижимость, выплаты по акциям.

В Минфине понимают, что при переходе на МСФО многим компаниям «предстоит серьезная работа по перестройке своей отчетной системы». Но во сколько это обойдется бизнесу, там не оценивали. «Не переходить на МСФО, значит, оставаться в прошлом веке с точки зрения бухгалтерского учета», — предупредил Шнейдман.

Основные финансовые затраты бизнеса будут связаны с необходимостью подготовки кадров, отмечает замгендиректора аудиторской компании МКПЦН Елена Салмина. «Нет специалистов по МСФО для всей страны, поскольку в основном кадровый потенциал сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге», — говорит эксперт. По ее словам, опыта формирования отчетности по новым стандартам не хватает не только бухгалтерам, но и аудиторам. Специалист, имеющий опыт работы по МСФО, минимум вдвое дороже стоит, чем обычный бухгалтер, говорит юрист коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Анна Жучкова. Поэтому она полагает, что многие компании отдадут подготовку этой отчетности на аутсорсинг. Деньги можно было бы сэкономить, если отказаться от РСБУ. Партнер аудиторской компании ФБК Алексей Терехов ранее оценивал соответствующие затраты среднего банка в $500 тыс.