RAEX

Топ-20 крупнейших российских аудиторских компаний

Карта сайта | English

Жизнь после коронавируса: что делать бизнесу

Пандемия коронавируса COVID-19 стала серьезным испытанием для предприятий практически всех отраслей. «Коронавирусный кризис» может продлиться не меньше года. Чтобы спасти бизнес, уже сейчас нужен план по снижению финансовых потерь – шаги, которые позволят сохранить работоспособность, когда спрос на товары и услуги падает, рентабельность сокращается, «дебиторка» растет. Государство разработало ряд мер для поддержки экономики, в том числе меры, связанные со снижением административной и налоговой нагрузки, льготным кредитованием, однако этого зачастую недостаточно.

МКПЦ стремится поддержать своих клиентов в это непростое время. Мы предлагаем свои услуги для решения следующих важных задач:

Меры государственной поддержки

Сегодня Правительство России предлагает целый ряд преференций предприятиям, пострадавшим от пандемии. Налоговые каникулы, арендные каникулы, пониженные страховые взносы и иные меры, своевременная оценка возможности применения которых может оказаться выгодной для бизнеса.

Урегулирование трудовых отношений

Уже в первые дни действия ограничительных мер все без исключения компании столкнулись с вопросами трудовых взаимоотношений. Введение нерабочих дней, переход на дистанционный режим работы, объявление простоя, изменение режима рабочего времени. Эти и многие другие вопросы требуют проработки и досконального знания специфики требований трудового законодательства.

Взаимоотношения с контрагентами

В условиях применения государствами ограничительных мер, связанных с пандемией, исполнение по многим гражданско-правовым договорам было фактически приостановлено. Многие компании столкнулись с финансовыми трудностями и стали неспособными своевременно исполнять свои договорные обязательства. Эти проблемные вопросы требуют профессиональной правовой поддержки.

Налоговая экономия, оптимизация налоговых платежей

В текущей ситуации серьезных финансовых потерь вопросы налогового планирования выходят на первый план. Использование налоговых льгот, поиск налоговых резервов, ускорение вычета НДС. Эти и многие другие возможности, которые ранее из-за соблюдения принципа осторожности не использовались компаниями, могут быть полезными и эффективными в решении задач налоговой экономии.

Сокращение расходов на оплату труда

Многие компании в период эпидемии столкнулись с трудностями в содержании собственного штата сотрудников. В совокупности с иными финансовыми проблемами, вызванными последствиями пандемии (падение спроса, рост долгов, сокращение поставок и т.п.), оптимизация расходов является одной из ключевых задач, которые стоят перед руководством. Одним из путей решения данного вопроса может быть пересмотр сложившихся в компании бизнес-процессов, определение отдельных функций для передачи на аутсорсинг.

Дистанционная работа

Введение ограничительных мер вынудило подавляющее большинство компаний перейти на удаленный формат работы. Для многих «удаленка» стала удобным способом функционирования. Правильно выстроенная система документооборота позволит и после окончания пандемии эффективно использовать возможности дистанционной работы (экономия расходов на аренду офиса, курьерскую службу, транспортные и канцелярские расходы).

Повышение производительности труда

Для повышения производительности труда важна разработка систем мотивации персонала. Система мотивации, нацеленная на результат с четкими KPI, позволяет продемонстрировать работникам связь между их заработком и целями организации, способствует росту показателей производительности, позволяет управлять затратами на персонал, что дает ощутимый эффект для финансового результата компании.

Выход из бизнеса

Период вынужденного простоя негативно сказался на многих отраслях. Большинство компаний малого и среднего бизнеса в отсутствие достаточной подушки безопасности стали неспособными продолжать свою деятельность. В зависимости от текущего финансового состояния компании и оценки будущих перспектив имеется несколько возможных вариантов развития событий, в т.ч.:

  • Банкротство компании
    Процесс банкротства требует разработки стратегии поведения и обоснованной позиции на всех этапах. Профессиональная поддержка юристов и аудиторов в процедуре банкротства поможет руководству и собственникам нивелировать, насколько это возможно, негативные последствия, избежать риска привлечения к субсидиарной ответственности.
  • Продажа компании
    Начинать подготовку к продаже бизнеса необходимо с предпродажной подготовки – комплекса мероприятий, который включает в себя:

Диверсификация бизнеса

Ситуация с пандемией очевидно продемонстрировала, что вкладывать деньги в один инвестиционный портфель рискованно для любого бизнеса. Диверсификация бизнеса дает возможность фирмам удержаться на плаву в условиях сложной экономической конъюнктуры за счет покрытия убытков от нерентабельной продукции доходными видами товаров или услуг. Текущая ситуация экономической турбулентности открывает для инвесторов новые возможности в области слияния и поглощения с менее успешными компаниями, которые имеют производственные мощности, кадровый потенциал, раскрученный бренд и тому подобные привлекательные активы, способные к использованию на более выгодных условиях. При разработке инвестиционного плана в команде важно иметь опытных специалистов в области оценки, профессионалов, способных провести предынвестиционное исследование (Due Diligence) и высказать независимое мнение о финансовом состоянии компании, дать оценку правовым и налоговым рискам.

Кризис – время стартовать

Как ни парадоксально, коронавирус, встряхнувший весь мир, может поспособствовать деглобализации экономики, развитию протекционизма и локализации бизнеса в отдельных странах, что означает, что у венчурных инвесторов, а равно и стратапов, будет меньше конкурентов международного масштаба, покрывающих сейчас рынки всего мира.

Любой кризис – это подходящее время для перемен, возможности успешно стартовать с новым продуктом. Бизнес готов инвестировать в продукты нового поколения и передовые разработки, но привлечение инвестора – это сложная, многоэтапная работа, в которой вам может понадобиться помощь профессионалов, в том числе в подготовке презентационных документов для инвесторов – тизера, инвестиционного меморандума, бизнес-плана.