RAEX

Топ-20 крупнейших российских аудиторских компаний

Карта сайта | English

О принципах прослеживаемости товаров и документах, которые необходимо будет формировать организациям

Татьяна Голубицкая, ведущий консультант МКПЦ

С 1 июля 2021 года на организации, которые приобретают или реализуют определенные товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, распространяются правила национальной системы прослеживаемости товаров. Эта система вводится для исполнения Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЗ. Далее – Соглашение) между странами ЕАЭС, которое препятствует использованию схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.

Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.

Соглашением установлено, что национальная система прослеживаемости – информационная система государства – члена ЕАЭС, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, устанавливает Правительство РФ и идентифицируется по кодам (ОКПД 2 и ТН ВЭД).

В систему прослеживаемости товары будут попадать с момента выпуска на территорию РФ для внутреннего потребления.

В настоящее время указанный перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, определен, но еще не утвержден.

Прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков (в отличие от маркировки) и не требует изменения складской логистики.

Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ).

По товарам, подлежащим прослеживаемости, ввезенным с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Если товары ввозятся с территории государств  – членов ЕАЭС, а также если товары ранее были ввезены с территории иностранных государств и находятся на территории РФ, то предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного календарного дня с момента получения соответствующего уведомления.

Правительством РФ разработан проект Постановления об утверждении порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров.

Совершая операции с прослеживаемыми товарами, организации должны соблюдать дополнительные требования к оформлению и передаче счетов-фактур, а также подавать отчеты в налоговые органы.

Согласно проекту постановления прослеживаемость прекращается (под прекращением прослеживаемости подразумевается фиксация факта завершения потребления товара, его убытия из оборота) при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, утверждаемого Правительством РФ, а также в случаях (п. 4):

  • выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанного с реализацией (например, захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров в производство на переработку);
  • реализации, а также передачи на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход.

Этот факт фиксируется в книге продаж в разрезе РНПТ. Не предполагается, что выбытие товаров должно обязательно сопровождаться выдачей чека ККТ;

  • фактического вывоза с территории РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  • вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС;
  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ, при условии последующего официального использования этих товаров;
  • недостачи товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленной при инвентаризации.

В настоящее время на сайте ФНС России (nalog.ru) в тестовом режиме работают сервисы «Проверка прослеживамости товаров» и «Проверка регистрационного номера партии товара», позволяющие проверять товары на предмет необходимости включения их в систему прослеживаемости, а также РНПТ на предмет его актуальности.

С 01.07.2021 вступает в силу норма п. 2.3 (в ред. Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ) ст. 23 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

ФНС России разработан проект форм, форматов, порядка заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, доведенные письмом от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@ и рекомендованные для использования в работе налоговыми органами и налогоплательщиками.

Заполнение отчета об операциях с прослеживаемыми товарами

Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется ежеквартально в налоговый орган по месту нахождения организации (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) в электронной форме через оператора электронного документооборота и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Срок представления – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом).

Отчет составляется, в частности:

  • в отношении операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ;
  • налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН), а также освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;
  • об операциях по передаче (получению) прослеживаемого товара, не связанных с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на прослеживаемые товары (например, в связи с внесением вклада в имущество организации в целях увеличения чистых активов, при реорганизации организации);
  • при получении на безвозмездной основе права собственности на товары, в т.ч. через комиссионера или агента;
  • об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров (за исключением вывоза товаров с территории РФ на территорию государства ЕАЭС) (например, при передаче прослеживаемых товаров в производство, утилизации или уничтожении товара, возврате остатков неиспользованных товаров из производства);
  • при приобретении товара у участников оборота товаров, применяющих специальные налоговые режимы и (или) освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

Графы табличной части отчета заполняются отдельно по каждой операции в целях отражения информации в отношении партии прослеживаемого товара, которой присвоен регистрационный номер партии товара.

Сведения об операциях включают сведения о дате операции, коде, присвоенном виду операции контрагентах, РНПТ, количестве, единице измерения (по ОКЕИ) и стоимости товара без НДС (в руб. и коп.) по каждому РНПТ.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории государств ЕАЭС

При ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости (например, мониторов), приобретенных на территории государств – членов ЕАЭС, организация обязана уведомить налоговый орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия этих товаров на учет. В уведомлении отражаются реквизиты продавца, код ТН ВЭД, наименование, единица измерения, количество, стоимость товара, РНПТ, необходимые для отслеживания движения ввезенного товара.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронном виде по утвержденной форме и формату и подписывается УКЭП.

На основании уведомления в срок не позднее следующего календарного дня с даты получения указанного уведомления направляется квитанция с присвоенными РНПТ для товаров, указанных в уведомлении (письма Минфина России от 30.03.2021 № 27-01-24/23047, ФНС России от 14.04.2021 № ЕА4-15/5042@).

Изменения в формы заполнения счетов-фактур, в том числе корректировочных

Также с 01.07.2021 статья 169 НК РФ дополняется пунктом 1.1, согласно которому при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные, выставляются в электронной форме.

Приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н утвержден новый порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме, вступающий в силу с указанной даты.

Порядок устанавливает процедуры документооборота между участниками электронного взаимодействия в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронной форме с применением УКЭП.

Обязанность выставления счетов-фактур в электронной форме не возникает при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в случаях:

  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС.

Корреспондирующая норма установлена п. 1.2 ст. 169 НК РФ в отношении покупателей: организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, для продавцов вводится обязанность оформления счета-фактуры, включая корректировочный (универсального передаточного документа с функцией счета-фактуры), исключительно в электронной форме, а для покупателей – получать их.

К обязательным реквизитам счета-фактуры, в том числе корректировочного, добавлены реквизиты прослеживаемости (пп. 5, 16-18 п. 5, пп. 16-18 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534 внесены изменения в формы счета-фактуры, в том числе корректировочного, книги покупок и продаж в связи с внедрением системы прослеживаемости товаров.

Следует обратить внимание, что неверное указание или отсутствие в счете-фактуре сведений, необходимых для обеспечения прослеживаемости товаров, не ограничивает право покупателя на налоговые вычеты при соблюдении им условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ в ред. от 01.07.2021).

Поэтому при наличии товаров, подлежащих прослеживаемости, у организаций возникает обязанность представления в электронном виде по ТКС и УКЭП:

  • уведомления налоговых органов об имеющихся у организации остатках прослеживаемых товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств, не реализованных до 01.07.2021, регистрации в системе прослеживаемости с получением РНПТ;
  • при ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости (например, мониторов), приобретенных на территории государств – членов ЕАЭС, – представления уведомления в течение 5 рабочих дней с момента принятия этих товаров на учет;
  • ежеквартального отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, с включением в него, в частности, информации:

• по операциям прекращения и возобновления прослеживаемости с отражением соответствующего кода операции по каждому РНПТ. Например, в случае утилизации или уничтожения товара в отчете указывается код «02»;

• о приобретении товара у участников оборота товаров, применяющих специальные налоговые режимы и (или) освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, с указанием кода «17»;

• о получении на безвозмездной основе права собственности на товары с указанием кода «18».

Следует также обратить внимание, что п. 8.9 ст. 88 НК РФ устанавливает, что с 01.07.2021 при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

  • между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком.

Указанная ситуация рассматривает взаимодействие организаций на общей системе налогообложения и на специальном режиме налогообложения, и подход такой же, как при проверке плательщиков по НДС;

  • между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями, представленными в налоговый орган разными налогоплательщиками.

При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган.

В случае установления перечисленных несоответствий в рамках проведения камеральной проверки возможен доступ на территорию и в помещение налогоплательщика для проведения осмотра.