Теперь аудиторские организации и индивидуальные аудиторы исполняют «антиотмывочные» обязанности как при подготовке или осуществлении от имени или по поручению клиента «контролируемых» сделок, так и при оказании аудиторских услуг. Исключением является применение и отмена мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирование об этом Росфинмониторинга; субъект аудиторской деятельности выполняет данные обязанности только при подготовке или осуществлении «контролируемых» сделок.
Ранее «подразумевающиеся» обязанности аудиторов теперь четко обозначены – обновление информации о клиенте, представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарных владельцах, представление информации в Росфинмониторинг по его запросу, отказ клиенту в приеме на обслуживание.
Чтобы исполнить обязанности, аудиторскому сообществу закон предоставил право требовать от клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации, а также иные документы, предусмотренные «антиотмывочным» законодательством, и с согласия клиента подтверждать достоверность сведений по его идентификации с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Состав операций и сделок, признаваемых «контролируемыми», увеличился на операции майнинга цифровой валюты и распределение цифровой валюты, выпущенной (полученной) в результате майнинга.
Работники Росфинмониторинга обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих аудиторскую тайну, с несением установленной законодательством Российской Федерации ответственности за их разглашение.
В этом же сообщении Минфин России проинформировал о том, что начиная с отчетности за 2024 год операторы инвестиционных платформ и лица, привлекающие инвестиции, освобождаются от обязательного аудита.
Исключение составляют операторы инвестиционных платформ и лица, привлекающие инвестиции, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в силу иных оснований (например, при совмещении видов деятельности оператор инвестиционных платформ является регистратором; лицо, привлекающее инвестиции, является кредитной организацией).
Также приведены в соответствие федеральные законы «О взаимном страховании» и «Об аудиторской деятельности» – индивидуальный аудитор не может выступать в качестве внешнего аудитора общества взаимного страхования, так как такие общества признаются общественно значимыми организациями. Данная норма вступает в силу с 1 марта 2025 года.