Исследование позволит получить исчерпывающую информацию о коммерческой привлекательности планируемой сделки или инвестиционного проекта
Due Diligence включает:
- всесторонний правовой анализ деятельности компании (группы компаний), ее корпоративной структуры и структуры управления
- анализ возникновения/прекращения прав на активы (недвижимость, существенное движимое имущество, нематериальные активы и т. д.)
- анализ возникновения обременений имеющихся активов, а также обязательств (договорные связи, заемные и кредитные обязательства и т. п.)
- анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет наличия признаков вероятного искажения
- обзор системы бухгалтерского и налогового учета, основных положений учетной политики
- анализ структуры доходов и расходов
- проверку активов и обязательств компании, отраженных в бухгалтерской отчетности, в том числе на предмет выявления активов, неспособных принести экономические выгоды в будущем, установление неотраженных обязательств
- определение наличия условных обязательств, включая оценку последствий налоговых рисков
Результат Due Diligence — развернутый отчет, содержащий описание состояния бизнеса или объекта, перечень и оценку вероятности рисков (правовых, финансовых, налоговых), рекомендации по их минимизации.
Практический кейс:
Аудиторская компания МКПЦ совместно с партнером МКПЦН-Консультант (далее – Консультанты) в рамках сделки по приобретению бизнеса провели юридический, финансовый и налоговый Due diligence компании, занимающейся арендой коммерческой недвижимости.
В ходе проверки обнаружены значительные налоговые риски, факты нарушения трудового законодательства и недостатки в порядке организации учета. Консультанты произвели расчеты сумм финансовых потерь, включая оценку потенциальных налоговых рисков. Заказчик получил подробную информацию по компаниям для ведения переговоров с текущим собственником об условиях заключения сделки и смог договориться о более выгодных для себя условиях.
Ситуация
Заказчик планирует сделку по приобретению компании и ее дочернего общества, имеющего на балансе недвижимое имущество. Интересуют финансовые и налоговые риски, которые возникнут (могут возникнуть) при совершении сделки.
Задачи
- Провести финансовую экспертизу за последние три с половиной года с целью установления точности и полноты отражения в учете доходов, расходов, активов и обязательств.
- Проанализировать правильность расчета и своевременность уплаты налогов в бюджет, в том числе изучение совершенных сделок на предмет их экономической обоснованности и документального подтверждения, совершения в интересах компании, оценка потенциальных сумм доначислений налогов, штрафов и пеней по рискованным операциям.
- Провести юридическую экспертизу деятельности компании и ее дочернего общества, включая:
- анализ правоустанавливающих документов;
- изучение судебных разбирательств с участием компаний, оценка исхода дел;
- проверка заключенных договоров с контрагентами на предмет соответствия интересам компаний;
- анализ имеющихся ограничений и залогов на активы.
Результат
По результатам изучения деятельности компаний, проверки операций, инспектирования первичных документов и интервьюирования сотрудников Консультантами было установлено следующее:
- компания не применяла контрольно-кассовую технику при осуществлении реализации имущества физическим лицам;
- имелись значительные налоговые риски по налогу на прибыль и НДС в части сделок с взаимозависимыми лицами в связи с завышением цен приобретения и занижением цен реализации активов;
- осуществлялось оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости, используемой для целей расчета налога на имущество, которое на дату проведения анализа не было завершено, при этом расчет суммы налога производился исходя из стоимости объектов, не внесенных в ЕГРН;
- были допущены многочисленные нарушения трудового законодательства при оформлении отношений с работниками, влекущие привлечение компаний и их должностных лиц к административной ответственности;
- организованный порядок ведения учета не соответствовал требованиям действующего законодательства по бухгалтерскому учету: не проводилась обязательная инвентаризация активов и обязательств, факты хозяйственной деятельности были отражены компаниями не в полном объеме, несвоевременно, по ряду операций, отраженных в бухгалтерском учете, отсутствовали первичные учетные документы.
Консультанты произвели расчеты сумм финансовых потерь, включая оценку потенциальных налоговых рисков. Заказчик получил подробную информацию по компаниям для ведения переговоров с текущим собственником об условиях заключения сделки и смог договориться о более выгодных для себя условиях.